Как и большинство молодых мам, я столкнулась с темой развития и обучения ребенка. Какую методику выбрать? Когда начинать? Учить ли языки/математику/музыку? Водить ли в группы раннего развития? Какие будут результаты? А какие последствия? Вот неполный перечень вопросов, которые сразу же возгикли в голове. Благо, есть гугл и есть другие мамы, которые пишут о своем опыте. Помню, еще будучи беременной, я копалась на форумах и изучала вопрос. О многих методиках типа Никитиных или Домана, я уже слышала, а о Шичида тогда узнала впервые. Сейчас слышу о нем все чаще и чаще. Видимо, метод набирает популярность. И вот попалось мне на бебиблоге куча постов о занятиях с детьми по Шичида. Прочитала и решила поделиться своим мнением.
Прочесть о методике в интернете можно здесь. Еще здесь много материалов.
Сразу оговорюсь, что данная статья антинаучна, в том смысле, что я прям не изучала книги Шичида в оргинале от корки до корки, я не педагог по специальности и мама с малым стажем :) Я поделюсь мыслями, исходя из опыта в смежных дисциплинах, а всех, кто занимается по Шичиде или неравнодушен к нему, приглашаю к диалогу. Пусть этот материал обрастает комментариями.
Те, кто меня знает, поймут, почему я выбрала Шичида из остальных. Я долго время занималась йогой, дзен-медитацией, цигун и другими практиками, и метод меня привлек как раз аллюзиями на тему.
Шичида прожил 80 лет, из которых 40 посвятил развитию своей системы.
Итак, первый огромный неоспоримый плюс методики для меня в том, что она целостная, и включает в себя такие занятия как, например, прослушивание музыки с альфа-волнами, упражнение "Шар энергии" (типа цигун), упражнения на дыхание, интуицию, память, цветовосприятие, творческие игры и логические задачи. Причем трудно сказать, какая часть этих упражнений основная, а какая дополнительная -- для меня это показатель сбалансированности подхода, всему уделяется достаточно внимания.
Что касается отдельно взятых упражнений, то сама мысль о том, что куча мамочек по всему миру учат ребенка катать теплый невидимый шарик в ручках, наполняя себя энергией силы и здоровья, вызывает у меня умиление и восторг -- видимо, не зря все ламы и провидцы вещают про новую эру и повышение уровня осознанности человечества. Мама, передающая ребенку мысль: "Возьми карточку с медведем" в 2 года, уже не сможет злиться на него в 16 за то, что забыл телефон дома -- и так связь налажена ) -- это ли не новый этап? Конечно, вопрос, стоит ли наполнять и без того активного ребенка энергией бодрости (может, лучше на маму вылить? :)), но если воспринимать игру "шар энергии" как настройку -- успокоиться, собраться, сместить локус внимания на ощущения, то получается очень классное упражнение.
Практики типа "Сетка памяти" -- на тренировку и запоминание больших массивов информации соответствуют запросу современного информационного общества, где информация и умение с ней работать имеют большую ценность. Пока гуглила, что же прогнозируют футурологи после нынешнего этапа, попала на материал, что сам термин "информационное общество" введен японцами, в 1972 году они ставили "информационную задачу развития общества". Стало быть, метод Шичиды была ответом на запрос того времени. 1972 год. Япония. Что-то мне подсказывает, что цивилизационные задачи у нас разные.
Систему Шичида еще называют правополушарным обучением, а это означает, что она подходит маленьким детям, в отличие от "левополушарных методик". Мой вывод базируется на научной книге Сиротюк "Обучение с учетом психофизиологии", которая не рекомендует нагрузку на левое логическое полушарие (типа активного изучения математики, языков, нотной грамоты) до 5,5 (в среднем, а у мальчиков и позже) лет. Но снова же, я не психофизиолог, и понять с помощью приборов -- в какой степени какое полушарие откликается на стимуляцию определенного типа, даже прочитав книги на тему, практически невозможно. И вообще, нужна ли правому полушарию активная стимуляция в столь раннем возрасте? Возможно, там происходят и без того важные процессы, и главное им не помешать?
Поэтому оооочень большой вопрос у меня вызывают презентации с флеш-картами. Якобы, мозг у ребенка пластичный и чем раньше наполнить его всевозможными образами, тем лучше. Полагаю, эта идея пришла из взрослого мира, где количество часто подменяет качество, а детское восприятие оно устроено по-другому, ему не нужна и не полезна быстрая смена образов; наоборот, я очень хорошо помню, как погружалась, сливалась с объектами игр — долго могла рассматривать предметы, помню их текстуру, рисунок до мельчайших деталей. Сейчас такое качественное восприятие мира мне труднодоступно, оно не "бытовое" как в детстве, а случается, скорее, при определенном настрое — после медитаций или йоги. Более того, именно чем старше я становлюсь, тем больше замечаю, что мозг за все годы жизни и так перегружен образами, которые живут в голове своей жизнью и при этом едят кучу энергии, и делаю определенные практики по "расхламлению", но об этом — отдельно.
А теперь, осторожно, умняк! : )
Если полезть в самые дебри, есть "смысловая теория познания" Налимова, который утверждает, что мы оперируем смыслами (не словами, не образами, не мыслями, не мыслями об образах). Ну, то есть у каждого понятия есть определенный смысл, который можно выразить от простого к сложному через любую модальность: звуковую, визуальную, кинестетическую. Например, есть корова. Корову можно пропеть, прочувствовать и нарисовать. Причем нарисовать как точкой на плоскости, так и абстрактным языком или изобразительным. При этом, в идеале это не субъективные категории, и если Вася поставил точку в правом верхнем углу листа, то Петя поймет, что Вася нарисовал корову...
Фух. Вы еще здесь? Выбираемся обратно.
Это я все к чему. Во-первых, это значит, что наше сознание в силу "человечности" уже населено всеми необходимыми смыслами. Типа эйдосов Платона. А во-вторых, что если уж тренироваться и заниматься передачей мысли, то давайте делать это правильно :) Ничего плохого, чтобы передавать мысль "возьми карточку с коровой" я не вижу. Но это как-то плоско, что-ли. Гораздо полезнее и для мамы, и для ребенка (ну не годовасика, конечно :)) будет попробовать "развернуть смысл" коровы. Прожить и прочувствовать корову, нарисовать, станцевать, спеть...) В силу тренировок вы сонастроетесь и ваш смысловой абстрактный язык будет очень хорошо ясен обоим :) и это не на уровне ума или договоренности, а именно в ощущениях. И тогда вы сможете обмениваться не просто мыслями или словами, а более сложными категориями. Представьте, передать ребенку, что такое "доброта" или "честность" без слов?
Так, я увлеклась) вернемся к Шичиде. В русскоязычном интернете у методики есть распространитель и ее русскоязычное лицо -- Лиза Черникова. Человек проделал колоссальные усилия по сбору информации и ее внедрению. Лизин сайт supermom.ru отвечает на большинство вопросов о методике, располагает материалами и сценариями занятий. Здесь можно было бы поставить точку, тк те, кто выбрал Шичиду идут на Лизин сайт и остаются там :) Плюс, помимо Шичиды-метода в блоге есть много другой полезной информации, замечательные подборки книг, так что заглянуть в любом случае рекомендую.
------
Несомненно, я верю в то, что обучение обучению рознь, что каждая мама лучше знает способности и наклонности своего ребенка, но также уверена, что с ранним развитием важно не переборщить. А дать свободу проявится интересу, способностям и волеизьявлению. Есть же в интернете исследования, что особо развитые дошкольники становятся середнячками в школе, а то и вовсе теряют интерес к обучению: раньше мама предлагала занятия, а сейчас нужно самому трудиться — непривычно, неинтересно. Все хорошо в меру — уверена, многие согласятся. Более того, аргументы типа: "занимаемся, в 2 года уже читаем, а в 2,5 складываем слова из кубиков", для меня малоинформативны -- это отдельный факт из жизни ребенка, кто знает, какие отношения с буквами у него сложатся через пару лет или в средней школе.
В общем, making the long story short, методика вызывает у меня интерес. Полагаю, что ее элементы мы будем использовать в своих играх. Дыхательная гимнастика, лото, мемори -- все это хорошо известные игры детства. Плюс некоторые упражнения, на которые я намекнула выше. О нашем опыте буду рассказывать здесь. Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий