четверг, 24 декабря 2015 г.

Полезные ресурсы. Влияние раннего развития на ребенка в долгосрочной перспективе

Продолжаю копить разные материалы на тему раннего развития. Ниже пост из инстаграм @freefromschool, который вызвал бурю обсуждения. 
"В своей новой статье американский психолог эволюции и развития Питер Грей анализирует данные долгосрочных исследований влияния раннего обучения академическим дисциплинам на развитие детей. По данным этих исследований, дети, которые с возраста 4-5 лет обучались чтению, письму и счету, вместо спонтанной игры, к подростковому и взрослому возрасту показывали гораздо более низкие результаты не только по академическим знаниям, но и в эмоциональной и социальной сфере.
В одном широко-масштабном исследовании раннего обучения 1970 годов в Германии, выпускники 50 детских садов с ранним академическим обучением сравнивались с выпускниками 50 детских садов, где главный упор был на свободную игру и социальное взаимодействие. Несмотря на начальное небольшое превосходство по тестам учеников первой группы, к четвертому классу они показывали значительно худшие результаты, чем те дети, которые в садике проводили время в играх и общении. Особенно значительный разрыв был в математике и чтении, а так же в эмоциональных и социальных навыках. Вследствие полученных данных, руководство немецкого образования изменило программу таким образом, чтобы дети могли проводить время в играх, вместо обучения, во всех детских садах. 
Другое долгосрочное исследование проводилось среди американских детей, рожденных в бедных семьях и результаты были похожими на немецкие. В возрасте 15 лет среди детей с "академическим" обучением было в два раза больше поведенческих проблем, а в возрасте 23 лет 39 % процентов из них совершили преступление, в то время как в другой группе только 13,5 %.
Питер Грей предполагает, что причина подобных результатов может быть в том, что раннее ориентирование ребенка на успех и достижения приводит к стремлению конкурировать и асоциальному поведению, в то время как из свободной игры дети получают навыки взаимодействия друг с другом, мирного решения конфликтов и сотрудничества."
Желающие могут почитать дискуссию, а я тут выложу еще пару аргументов в пользу исследования.
"Сегодня для многих экспертов становится очевидно, что на первый план почти в любой профессии выходит коммуникабельность, умение считывать эмоции другого, то есть высокий эмоциональный интеллект. Его, как и IQ, надо развивать. При этом учёные считают, что эмоциональный интеллект для самореализации и успеха в жизни гораздо важнее, чем iq. И развивается этот вид интеллекта в период до 7 лет, а iq - как раз после 7. Все методы раннего обучения как раз направлены на развитие iq, что при этом подавляет эмоциональное развитие. Многие ошибочно полагают, что эмпатия разовьется у ребёнка в коллективе, поэтому отдают в садик. Однако EI (обозначение эмоц. Интеллекта) развивается только в ролевых играх, в которые многие малыши попросту не умеют играть, так что сад - не панацея. EI надо развивать целенаправленно, оставив ребёнку большое пространство для свободной игры, и в то же время показывая ему модели ролевых игр. Нередко родителям кажется подобное развитие не серьёзным, куда важнее - развить логику, обучать чтению с 2 лет, языкам. Однако, как показывает практика, дети с развитым EI потом быстро добирают интеллектуальные знания, а детишки с высоким iq, если их эмоциональную сферу мало развивали, не могут потом добрать EI. И в итоге первые дети становятся успешнее вторых, хотя вторые могут быть умнее. В общем, не стоит всё-таки пытаться торопить природу, она мудрее нас." @marikry
Также не в пользу раннего развития высказываются нейропсихологи. Я вот люблю ссылаться на книги Сиротюк, о которой вскоре сделаю отдельный пост. Если коротко, то типа левое полушарие дозревает к 6, а у некоторых и позже, годам. До этого времени не имеет смысла его нагружать чтением, письмом и счетом.

Своем мнение на этот счет я до конца не составила, мой ребенок еще слишком мал. И, например, есть разные методы обучения чтению-письму, типа как у Монтессори, которые задействуют все тело и очень "физиологичны". Посмотрим, что подскажет мамское чутье. Но нейропсихология и корекционные упражнения на ее основе представляют для меня большой интерес. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий