суббота, 30 января 2016 г.

Воспитание креативности в семье. Универсариум. Конспект


Универсариум снова открыл доступ к курсу "Воспитание креативности в семье". На этот раз аж до конца 2016 года.

Я прослушала с большим интересом, вдохновляет на многое не только в отношении детей, а и в саморазвитии. Предлагаю свой короткий конспект курса. 

САМЫЙ ВАЖНЫЙ НАВЫК

Автор выделяет умение удивляться, жажду познания и интерес к жизни как основные качества гениев. Умение удивлять -- важный навык родителя. Возможность встретиться с чудом в любом его проявлении, в любой повседневной ситуации.

Уметь удивляться вместе с ребенком, представлять факты или события жизни как чудо и уметь объяснить почему.

Например, строить фразы: "Удивительно, что..", "Посмотри, как необычно...", "Вот это да..", "ну ничего себе..."

Умение удивляться качество гениев. В детстве у них у всех было ключевое переживание удивления.

ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ 

Интересное замечание про организацию походов в музей, зоопарк или галерею (ведь для многих детей просто невыносимо бродить по залам несколько часов): приходить смотреть на что-то конкретное, предварительно подготовившись. Например, на конкретную скульптуру или картину.

В лекции представлен потрясающий пример рассмотрения картины: вначале очевидное, потом не очевидное или то, что другие не заметили. При таком рассмотрении вскрывается несколько пластов, и анализ получается сравни искусствоведческому.

 Также важно всегда называть ребенку авторов, иллюстраторов книг, авторов картин и тд., чтобы ребенок понимал, что за каждым предметом стоит конкретный человек.

Образовательный процесс должен строиться как ответ на запрос и интерес ребенка, а не наоборот.

ИЗ ДРУГИХ ПОЛЕЗНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 




Находить удивительное друг в друге (родителям, членам семьи); проговаривать это вслух. 

Детям присутствовать при разговорах взрослых и слушать образцы (интересных, познавательных и умных разговоров) на разные темы. 

Развивающие фразы (3-6 лет) 
 -ух ты, это похоже на...Почему? 
Смотри, как удивительно 
 Это такое потому что 
 Смотри, какие ... 

Важно, чтобы ребенок видел взаимосвязь, цепочку причина-следствие как между внешними фактами, так и своим поведением и последствиями. 

КОРОТКО ПРО УПРАЖНЕНИЯ, модуль 2 

 1. Взять чашку. По очереди называть свойства предмета, функции, разные характеристики. Какая она, как можно использовать, а если отбить кусок, а если взять как часть целого? 

 2. Произошло событие: надули два шарика. Назвать, что изменилось (например, из очевидного "в комнате появилось два надутых шарика" до не очевидного "изменился состав крови участников"). Усложнение задания: доказать, что из-за надутых в аудитории шариков, пролетающий мимо орел, съест на одну птичку больше. 

 3. Найти связь между объектами. Пример -- 10 признаков подобия шариковой ручки и Андромеды. Хм? 

ОБ ОБУЧЕНИИ 

 Интересная мысль о том, что в школьной программе представлены в основном закрытые задачи. То есть такие, в которых есть все данные, нужно подставить формулу и получить результат. Такие задачи очень редко встречаются в обычной жизни, почти не встречаются в изобретательской сфере. Их применение это узкоспециализированная среда. Открытые задачи, т.е такие, в которых есть много вариантов решения из которых выбирается оптимальный - это задачи реальной жизни. 

ТРИЗ как раз и учит работе с такими задачами. Еще одна мысль о том, что сегодняшний специалист и, тем более, специалист будущего, конкурирует не локально, а глобально, со всем миром. 

Обязательно важно принимать активное участие в образовательном процессе детей, тк современная школа не справляется с задачей. Обязательно дополнять школьное обучение семейным, учить креативно мыслить, ответственности и самостоятельности. 

 О ДОМЕ 

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в культуру. Картины, книги, предметы искусства, коллекции -- на них гораздо проще объяснять, они могут служить примерами. О Второй мировой по орденам, о Советском Союзе по значкам и тд. 

Важно, чтобы разговоры в семье были не только на бытовые темы. А и обсуждение книг, фильмов, событий, предметов искусства. 

Фильм или книга как способ общения с подростком. 

Риск как возможность ребенку быть человеком. Риск как опыт. Родительство как креативная задача. Однозначных решений нет, все по ситуации. 

 Итак, если коротко подвести итоги по ТРИЗ в семье: 
  1. Любой предмет может быть развивающим. 
  2.  Мозг включается тогда, когда у нас нет ответа. 
  3.  Каждая (открытая) задача имеет несколько вариантов решений. 
  4.  Важно научить ребенка видеть очевидно и не очевидное, а также связь между явлениями.
  5.  Необходимо постоянно вызывать в ребенке удивление. Это еще можно делать через занятия загадки, опыты, эксперименты, фокусы. 
NB! Напомню, что сейчас идет курс по ТРИЗ для взрослых. Смотреть здесь.

Список дополнительной литературы для самостоятельного изучения:
 Альтов Г. И тут появился изобретатель... 
Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. 
Гин А., Андржеевская И. 150 творческих задач для сельской школы. 
Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина. 
Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое. 
Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают. 
Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей. 
Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как? 
Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Продолжаем общаться с ребенком. Так? 
Злотин Б., Зусман А. Воображайте! 
Иванов Г. И. Денис-изобретатель. 
Корчак Януш. Как любить ребенка. 
Корчак Януш. Право ребенка на уважение. 
Соловейчик Симон. Педагогика для всех.
Темплар Ричард. Правила родителей. 
Фабер Адель, Мазлиш Элейн. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. 
Хоменко Ирина Алексеевна. Перестаньте меня воспитывать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий